16:16 Конспект урока по истории Казахстана | ||||||
Общедидактическая цель занятия: изучить крестьянскую войну 1773-1775 гг., познакомить учащихся с личностью Пугачева, проанализировать причины участия казахов в этой войне. Тип урока: урок изучения нового материала Цели: ·
Образовательная –
создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать
представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и
последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачева, узнать о причинах участия казахов в этой войне ·
Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника,
картой, презентацией, интерактивной доской, Интернетом. Развивать логическое
мышление, через установление
причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой
деятельности учащихся, через работу в сетевом проекте по теме. Активизировать развитие
познавательного интереса, через использование ярких видео - образов,
позволяющих погружение в эпоху. ·
Воспитательная – способствовать формированию культуры межличностного
общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы,
работать в паре, группе. Способствовать формированию позитивного отношения к
интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую
позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории. Форма урока: урок с использованием информационно –
коммуникационных технологий. ФОПД: - фронтальная -индивидуальная Методы обучения: ·
репродуктивный ·
частично-поисковый ·
творческий ------------------------------------------------------ ·
словесный ·
наглядный ·
практический ИКТ ресурсы: ·
ПК, проектор,
интерактивная доска. ·
Мультимедийная
презентация, видео – фрагменты, задания для интерактивной доски. Ход урока: I Организационный момент. II Постановка
цели урока Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему:
участие казахов в крестьянской войне под
предводительством Е.И. Пугачёва. Историки по-разному называют это событие. Одни
называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем
придерживаться понятия «крестьянская война». Запись темы в
тетрадь: Эпиграф урока: Не приведи бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный (А.С.Пушкин) III Изучение нового материала. Учитель. Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого
XVIII века Екатерины. Это был век блестящих побед русской армии, век
расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но
это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений.
Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под
руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1775 гг. пугачевщиной. Оценки
Крестьянской войны неоднозначны. Какие существуют точки зрения об этом событии? А)
в дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник, злодей. Единственный человек, по-новому взглянувший на человека – А. С.
Пушкин. Б)
В революционной России и СССР Е. Пугачев – народный заступник, герой. В)
В перестроечный период Емельян Пугачев – разбойник. Крестьянская война –
разбойное предприятие, особенно подчеркивалась жестокость восставших. Г)
В настоящее время более лояльная точка зрения: - Крестьянская война 1773-1775
годов – народное движение мы попробуем определить: кто он народный герой,
заступник крестьян или разбойник, злодей. Ставится проблема. Просмотр
видеоролика «Начало восстания» Учитель:
кто же такой Емельян Пугачев. Краткая биография Пугачев
Емельян Иванович
(1740/или 1742/ – 1775), донской казак, хорунжий, предводитель восстания
1773–1775, ранее участник Семилетней (1756–1763) и русско-турецкой (1768–1774)
войн. Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 40-х годов на на
Дону. В годы Семилетней войны и русско – турецкой войн он храбро сражался и за
успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 году Пугачёв дезертировал из
армии, несколько раз был пойман, бежал. В августе 1773 года он направился на
Яик и объявил себя «Чудесно спасшимся» императором : Дед – Михаил по прозвищу «Пугач»
/филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат –
Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья,
сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать
вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от
золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и
живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко,
убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в
юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение
и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт. Характеристики
Е.И.Пугачева. "Сам напереди,
нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример
храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он
лучше всех знал, как "в порядке артиллерию содержать” и как "правильно палить
из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо
говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был
удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой,
поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный,
бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре,
авантюре. Его называли
"извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали
его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его
соратниками. "Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и
расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы
находили ничего более, кроме престарелых людей”. Учитель. А теперь посмотрим на Пугачева глазами Пушкина,
который, изображая пугачевское восстание в повести "Капитанская дочка”, пытался
не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по
которому надо идти, чтобы выбраться из "бурана” истории из этой "мглы”, среди
которой "дороги нет”. "Был тулуп ... заложил вечор
у целовальника”, "чего греха таить”, "не твоя печаль”, "одурел от радости”, "унять старую ведьму”, "небо с овчинку показалось”, "узнал старого хрыча”, "казнить так казнить, миловать так миловать”, подпирая
черную бороду своим широким кулаком”, Видеоролик 2 Учитель. Почему народ ему поверил? Народ, встретив с радостью
императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас
на столах. Создается ситуация
погружения в историю. МАНИФЕСТ
Е.И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ Самодержавного амператора, нашего великаго государя Петра Федоровича
всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая. Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным
царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за
свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы
устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и
у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и
татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу,
винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я
вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и
свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам. Я, великий государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь. Учащиеся
читают обращение Е. Пугачева
народу, так называемые «прелестные письма. Учитель: Почему
эти письма называются «прелестными». Какова цель этих писем? Под влиянием этих писем крестьяне поднимают восстание.
Вспомним, с чего мы начинаем разбирать
восстание. Рассмотрим
причины:
Учитель:
восстание проходило в 3 этапа. 1этап.17.09.73-апрель1774 г. 5октября Пугачев подошел к
Оренбургу и осадил его вскоре к нему подошли башкиры во главе с С. Юлаевым. Вскоре
повстанцы разбили отряд генерала Кара. В
марте 1774 г. к Оренбургу подошел ген.А.Бибиков. После 6-часового сражения
восставшие были разбиты и Пугачев с небольшим отрядом бежал на Урал. 2 этап. Апрель-июль 1774 г. На Урале армия Пугачева пополнилась за счет
местных рабочих. Они привезли с собой пушки. Пугачев двинулся в Поволжье, где к
нему начали примыкать отряды местных народов. В июле восставшие овладели
посадом Казани и осадили ее Кремль. Екатерина II направила под Казань армию
ген. Михельсона. Он разбил пугачевцев и остатки их отрядов переправились через
Волгу. 3 этап. Июль-сентябрь 1774 г. 31 июля Пугачев в своем
указе объявил об освобождении крестьян и уничтожении дворян и чиновников. К
нему примкнули тысячи крестьян. Восставшие подошли к Царицину, но взять город
не смогли и вскоре у Черного Яра они потерпели сокрушительное поражение. Пугачев
попытался скрыться на Яике, но 12 сентября был арестован старшиной и выдан
властям. Но восстание продолжалось еще в течение почти целого года. Работа со
схемой, ход восстания. Работа с
учебником. Стр. 52 читаем и находим причины участия казахов в восстании
Е.Пугачева. Запись в
тетрадь: 1.
Нехватка
пастбищных угодий. 2.
Протест
против строительства военных укрепленных линий. 3.
Грабеж
казахских аулов. 4.
Постоянные
приграничные конфликты. Защита своего проекта-презентации (учащиеся) Поражение
восстания и причины поражения. Защита проекта-презентации (учащиеся) Просмотр ролика «Арест Е.Пугачева» Русская императрица Екатерина II в письме к Вольтеру с презрением писала: «Маркиз
Пугачев, о котором вы опять пишете в письме от 16 декабря, жил как злодей и
кончил жизнь трусом. Он оказался таким робким и слабым в тюрьме, что пришлось
осторожно приготовить его к приговору из боязни, чтоб он сразу не умер от
страха». Неизвестно, насколько правдива была Екатерина. О степени мужества или
трусости Пугачева мы можем судить только по описанию его казни очевидцем
Болотовым: «В десятый день января 1775 года, в восемь или девять часов по
полуночи приехали мы на Болото; на середине его воздвигнут был эшафот, или
лобное место, в круг коего построены были пехотные полки. Начальники и офицеры
имели знаки и шарфы сверх шуб по причине жестокого мороза. Вскоре появился
отряд кирасир, за ним необыкновенной высоты сани, и в них сидел Пугачев;
насупротив духовник его и еще какой-то чиновник, вероятно, секретарь Тайной
экспедиции. За санями следовал еще отряд конницы. Пугачев с непокрытою головою
кланялся на обе стороны, пока везли его. Я не заметил в чертах лица его ничего
свирепого. На взгляд он был сорока лет, роста среднего, лицом смугл и бледен,
глаза его сверкали; нос имел кругловатый, волосы, помнится, черные и небольшую
бородку клином. Сани остановились против крыльца лобного места. Пугачев и
любимец его Перфильев в препровождении духовника и двух чиновников едва взошли
на эшафот, раздалось повелительное слово: «На караул!» и один из чиновников
начал читать манифест. Почти каждое слово до меня доходило. При произнесении
чтецом имени и прозвища главного злодея, также и станицы, где он родился,
обер-полицмейстер спрашивал его громко: «Ты ли донской казак Емелька Пугачев?».
Он столько же громко ответствовал: «Так государь, я донской казак, Зимовейской
станицы, Емелька Пугачев». Потом, во все продолжение чтения манифеста, он,
глядя на собор, часто крестился, между тем как сподвижник его Перфильев,
немалого роста, сутулый, рябой и свиреповидный, стоял неподвижно, потупя глаза
в землю. По прочтении манифеста духовник сказал им несколько слов, благословил
их и пошел с эшафота. Читавший манифест последовал за ним. Тогда Пугачев сделал
с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, потом с
оторопленным стал прощаться с народом, кланялся на все стороны, говоря
прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне в чем я
согрубил перед тобою; прости, народ православный!» При сем слове экзекутор дал
знак: палачи бросились раздевать его:
сорвали белый бараний тулуп, стали раздирать рукава шелкового малинового
полукафтанья, тогда он сплеснул руками, опрокинулся навзничь, и вмиг
окровавленная голова уже висела в воздухе: палач взмахнул ее за волосы.
Остается только добавить, что через день останки Пугачева сожгли вместе с
эшафотом и санями, на которых его везли на казнь. IV Закрепление
изученного материала А) Выполнение теста 1. Годы восстания Е.Пугачева: Б)
работа с флипчартом. Определить: кто же Е.Пугачев- разбойник или защитник
народа? V Итог урока,
домашнее задание. | ||||||
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||