07:58 Конспект урока по всемирной истории |
Тема урока: «Нацистский режим и нацистское государство» Цель: 1.Описать процесс превращения Германии в тоталитарное
государство. 2.Показать бесчеловечный характер идеологии и политики
нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме. 3.Раскрыть содержание понятий национальная и расовая
дискриминация, 4.Добиваться понимания учащимися преступного характера
нацистского режима. Новые
термины: нацизм, фюрер, геноцид, антисемитизм, Холокост. Тип урока:изучение нового материала. Ход урока: I Организационный момент. II Вступительное слово учителя: Каждому из
нас с детства известно это страшное слово, ассоциировавшееся с
концентрационными лагерями, массовым убийством ни в чем неповинных людей,
сожженными селами, разрушенными городами, сотнями тысяч сирот, наконец, с
гибелью близких людей. Это страшное слово - фашизм. Когда произносишь это слово в голове возникает образ
лишь одного человека – Адольфа Гитлера. Наверное, нет в истории человека,
вызывавшего больше негативных эмоций чем Адольф Гитлер, кого олицетворили бы
как дьявола во плоти, кто без всяких рассуждений признавался бы отрицательным
гением. 1.Какое чудо совершил этот человек и во что дал веру целому немецкому народу? «Я делаю ставку на
негодяя… У меня нет совести… мою совесть зовут Адольф Гитлер… Я не собираюсь
соблюдать справедливость, я должен лишь уничтожить и истребить, и ничего
более!» — говорил рейхсмаршал авиации Генрих Геринг. Мы выясним
как Германия превратилась в тоталитарное государство, поговорим о бесчеловечном
характере немецкой идеологии и преступном характере нацистского режима. II Подготовка к
изучению нового материала. IIIИзучение нового материала. 1.Слово фашизм нам знакомо? Что оно
означает? 2.В
каком государстве фашистам удалось прийти к власти? 3.Назовите
имя диктатора? 4.Какие
признаки фашизма мы уже знаем? Рассказ учителя:
фашистское движение в Германии возникло сразу после первой мировой
войны. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, ставшая центром
притяжения всех фашистов, была создана в 1919 году. Сравнительно быстро лидером
этой партии стал Адольф Гитлер. Гитлер
родился 20 апреля 1889 года (начиная с 1933 года этот день стал национальным
праздником нацистской Германии). Слова учителя: Вернувшись в Мюнхен, он сразу примкнул к небольшой партии воинствующих националистов
под № 55, где благодаря своим незаурядным ораторским способностям, быстро стал
лидером. Именно он реорганизовал ее в НСДАП (Национал-социалистическую немецкую рабочую партию
(Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) Эта нацистская партия проповедовала воинствующий расизм, антисемитизм,
неприятие либеральной демократии, принцип поклонения фюреру. 1.Фюрер – вождь, так называли в Германии А.Гитлера. Как
называли вождя в фашистской Италии? 2.Нацизм - германский фашизм. 3.Расизм - теория
о разделении человечества на «низшие» и «высшие», полноценные и неполноценные
расы. 4.Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости,
выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Вопрос учителя: Предпринимал ли А.Гитлер попытки установить фашистский режим а Германии?
Когда? 8 ноября 1923 года. Рассказ учителя: Привлеченный к суду за государственную измену, Гитлер превратил скамью
подсудимых в пропагандистскую трибуну; он обвинил президента республики в
предательстве и поклялся, что придет день, когда он отдаст своих обвинителей
под суд. Гитлер был приговорен к пятилетнему сроку лишения свободы, однако
вышел из Ландсбергской тюрьмы менее чем через год. В тюрьме он завтракал в
постели, прогуливался по саду, поучал заключенных, рисовал карикатуры для
тюремной газеты. Гитлер надиктовал первый том книги, содержавшей его
политическую программу, назвав ее Четыре с половиной года борьбы против лжи,
глупости и трусости. Позже она вышла под названием Моя борьба (Mein Kampf),
разошлась миллионными тиражами и сделала Гитлера богатым человеком. Учитель показывает обложку книги А.Гитлера «Моя борьба» и
предлагает поработать с документом № 1 ДОКУМЕНТ 1 Гитлер о принципах
организации государственной власти (март 1933 г.) Учитель спрашивает: можно по этому
документу проследить внутриполитические цели нацистов и методы их
достижения? Назовите
мне цель, которая ярко здесь прорисовывается. Методы. Учитель продолжает: Из «пивного
путча» Гитлер сделал вывод: для того, чтобы прийти к власти, надо использовать
условия демократической системы, а в конечном счете ее разрушить. Назначение
Гитлера в 1933 рейхканцлером (главой
правительства) означало на деле приход к власти фашистов. Новое, невиданное
ранее тоталитарное государство, к строительству которого приступили НСДАП
получит в последствии новое название – Третий рейх (первой империей считалась средневековая
Священная Римская империя германской нации, начало которой было положено в
962 г. и которая просуществовала до 1806 г., а второй — Германская
империя 1871—1918 гг.). Документ № 2 « На Нюрнбергском процессе прозвучали слова: « В 1923
году хватило бы 7 полицейских, дабы разделаться с гитлеровским маскарадом в
Мюнхене. Через 10 лет с этим справились бы 700 хорошо вооруженных солдат
рейхстага. Но прошло чуть более 20 лет после пивного путча и потребовалось
пожертвовать 70 млн. людей из разных стран мира, чтобы покончить с Гитлером» Вопрос: Почему фашисты не были остановлены на пути к
власти? Ответ: как мы видим из таблицы
все существующие партии в Германии набрали больше голосов, чем фашисты. Однако,
коммунисты и социал-демократы недооценивали опасность и угрозу фашизма, кроме
этого они были враждебно настроены друг к другу. Именно разобщенность и
ошибочная оценка ситуации в Германии привели к власти фашистов. Учитель показывает изображение
свастики.
С этой целью создается система «приводных ремней» (выражение советское, но
очень точное), которые население политизируют, поддерживая его в состоянии
однородной истеричной массы, в которой, по выражению Гитлера, «нет места
мысли». Документ № 3 Гитлер о воспитании Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках
подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия,
власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен
сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь. Вопросы учителя: Старшеклассники
отвечают на вопросы: Беспощадность,
жестокость, слепая вера в фюрера, культ которого должен был заменить Бога,
готовность в любой момент выполнить любой приказ, вплоть до убийства своих
близких, внушались всем немцам, и особенно, как мы уже подчеркивали, молодежи.
«Каждое слово, даже сказанное дома, должно быть известно фюреру», — под таким
лозунгом воспитывалась молодежь. Культ силы, вера в небывалые возможности
человеческого разума, завоевывали сердца молодых людей. Эти строчки были написаны неизвестными юношами из ГитлерЮгенда.
В тебе соединилось два мужчины: Сочувствует он каждому из нас. Когда ты говоришь Германскому народу, Вопрос учителя: Вам кажутся эти строки искренними? Фашизм стремился установить
контроль и над умами людей. Средства
массовой информации, печать, радио - были прямо подчинены министру пропаганды –
Йозефу Геббельсу. Личная жизнь каждого немца была под жестким контролем. Это
видно на примере стихотворения, которое вы сейчас услышите «Десять ворчунов» Словарная работа: учитель
знакомит со словами Дахау, «Миф» книга фашистской идеологии. Ученица читает стихотворение: Собрались десять ворчунов (есть
чудаки везде ведь) Один сказал, что Геббельс врет – и их осталось девять. Решили девять ворчунов: «Теперь
болтать мы бросим» Один стал молча размышлять, - и их осталось восемь. Гуляли восемь ворчунов. Кругом такая сень. Один вдруг что-то записал, - и их осталось семь. Семь ворчунов зашли в кафе чего–нибудь поесть. Один скривился: «Вот бурда!», - и их осталось шесть. Шесть ворчунов шли на парад. Один хотел отстать. Его заметил штурмовик - и их осталось пять. Пять ворчунов сидели раз
у одного в квартире, Он Мендельсона заиграл – осталось их четыре. Сошлись четыре ворчуна вздыхать о лучшем строе, Но чей-то вздох подслушал сын – и их осталось трое. Три ворчуна бульваром шли, плелись едва-едва. Один в затылке почесал – и их осталось два. Два ворчуна раскрыли «Миф» - давай, мол, поглядим! Один, устав читать, зевнул – остался лишь один. Ворчун вот эту песню спел. Его могли повесить. Но лишь отправили в Дахау. Там встретились все десять. Адольф решил: «Ну, им капут! Не будут куролесить! Но ворчуны и там и тут, их миллион раз десять! Вопрос учителя: Что означают последние строки стихотворения? Учитель: Тоталитарный режим нуждался в «настоящем» враге: коварном, злобном,
плетущим заговоры, во враге, борьба с которым могла бы стать постоянным делом,
способствующим промыванию мозгов и политической мобилизации масс. Документ № 4 1.Брачные
союзы евреев с подданными государства немецкой или близкой ей крови
запрещаются. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они
будут зарегистрированы за границей для того, чтобы обойти закон. Вопросы
учителя: —
какие
ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность
евреев; — как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни,
как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство; Разобрав ответы,
основанные на конкретных примерах из документов, учитель продолжает рассказ. Учитель предлагает работать с документом: Четверг
24 июля
Вторник. 29 июля.
Среда, 30 июля. Пока
ужасно. Каждый сидит и ждет смерти.
Учитель: Адольфа Гитлера называли архитектором геноцида.
Что такое геноцид? Такие названия, как Бухенвальд, Дахау и Освенцим – это печально известные фабрики смерти, - теперь используются как синонимы ужаса. Здесь узники со всей Европы были обречены на адские муки и неизбежную смерть. И не только евреи - цыгане, поляки, русские - все, кто не вписывался в расовую и политическую схему «нового порядка», безжалостно уничтожались. Для управления этими центрами уничтожения привлекались «стопроцентные арийцы», ярые приверженцы нацизма, непревзойденные в своей жестокости. Учитель сообщает данные о деятельности фабрик смерти. В
1942 году против русских военнопленных впервые начали использовать газ на
основе синильной кислоты, ранее применяемый для травли крыс и мышей на немецких
фабриках. Обреченных запускали в герметично изолированное помещение, вдоль стен
которого были установлены душевые, - людей во избежание эксцессов убеждали, что
их ведут в баню. Но это была газовая камера. Помещение наполнялось смертоносным
газом «циклон-Б». Через двадцать минут из «душевых» извлекались мертвые тела. После
всего этого заключенные из зондеркоманд - специальных групп, организованных
эсэсовцами, - заходили внутрь, острыми крючьями отделяли друг от друга
сплетенные тела и срывали золотые коронки с зубов. Тела затем сжигали в печах,
а золу собирали в мешки. Хозяйственное управление СС в своих циркулярах,
позднее оглашенных на Нюрнбергском процессе, требовало утилизировать даже
волосы жертв. Человеческий же пепел использовался как удобрение. Золотые
коронки с трупов отправляли в Берлин, волосами набивали матрасы, а жир,
полученный из тел, перерабатывали на мыло. Воздух
в лагере был насыщен тошнотворно-сладковатым запахом горелой человеческой
плоти, а в еще дымившем крематории лежали подготовленные к сожжению трупы. В
одном из складских бараков, названном нацистами «Канадой» из-за его огромных
размеров, русские солдаты обнаружили горы человеческих волос, нижнего белья,
одежды, золотых зубов и ювелирных изделий, предназначенных для отправки в
рейхсбанк. О
том, что здесь была фабрика смерти, теперь свидетельствуют только рельсы
железнодорожного полотна да ярко-зеленая трава на плодородном, удобренном
человеческим пеплом слое почвы, толщина которого в отдельных местах достигает
нескольких метров. В
результате массового геноциды народов было истреблено 16 миллионов человек. Итак, это ужасное лицо фашизма. IV Закрепление Учитель читает
отрывок из газеты « Совершенно секретно» «Бритые души» «В 2001 году в
Петербурге была создана группировка
«Шульц – 88» Шульц – это кличка руководителя группы, а 88 означает Heil Hitler (буква Н восьмая буква
латинского алфавита) Жертвами «Шульцев» становились кавказцы, китайцы, африканцы, евреи, русские. Нападали открыто, прямо в центре города. В уголовном деле фигурирует 15 нападений, самое удобное оружие в борьбе за расовую чистоту - арматура и ножи. Лидер группировки осужден на 6 лет, остальные оправданы» Вопрос учащимся: 1.Почему в наше время возникают такие нацистские
организации? 2.Заслуженное наказание понесли члены данной
группировки на ваш взгляд? 3.Опасны ли такие организации в наше время? Какую опасность они несут? V Итог урока: Мы
сегодня говорили о страшном понятии,
которое наводит ужас на людей до сих
пор, и человеке, который является олицетворением этого ужаса. |
|
Всего комментариев: 0 | |