Главная » 2012 » Июнь » 1 » Конспект урока по предмету: "Человек. Общество. Право"
15:54
Конспект урока по предмету: "Человек. Общество. Право"

Тема: «Несовершеннолетние и Уголовный кодекс

Республики Казахстан»

Цель:

1.Дать представление о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними и видах уголовной ответственности за каждое правонарушение.

2.Способствовать формированию  у  учащихся  навыков правомерного поведения, развивать правосознание, законопослушание учащихся.

3.Содействовать ранней профилактике преступности среди   несовершеннолетних.    

Тип урока: комбинированный  (урок-размышление)

Методы обучения: словесный, репродуктивный, частично-поисковый.

Ход урока:

I  этап. Организационный момент.

1.Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, наличие дежурных, внешнего вида учащихся, организация внимания)

2.Готовность учителя к уроку (наличие конспекта, плана урока, наглядных пособий, состояния классной доски, мел, освещение)

3.Мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»)

4.Актуализация знаний учащихся.

II этап. Проверка изученного материала.

Учитель напоминает учащимся о том, что было изучено на предыдущем уроке.

Учитель предлагает следующие вопросы и задания.

1.Что такое преступление?

2.Что такое уголовная ответственность или  наказание?

3.Что такое помилование и амнистия?

4.Признаки правонарушений.

Задание № 1

Отметьте, какие из нижеперечисленных причин преступлений являются субъективными и объективными:

v    Несовершенство законов;

v    Нестабильность экономики;

v    Озлобленность человека;

v    Проблемы с трудоустройством у молодых людей;

v    Желание стать «крутым»;

v    Стремление красиво и модно одеваться;

v    Социальная незащищенность населения;

v    Стремление к лидерству;

v    Сцены насилия и порнографии на экранах;

Задание № 2

Отметьте обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и отягчающие

уголовную ответственность:

v    предотвращение виновным вредных последствий совершенного преступления;

v    совершение преступления лицом, раннее уже совершавшим преступление;

v    совершение преступления в состоянии опьянения;

v    добровольное возмещение нанесенного ущерба;

v    совершение преступления организованной группой;

v    чистосердечное раскаяние;

v    явка с повинной;

v    совершение преступления из-за зависти, мести, карьеризма, хулиганских побуждений;

v    преступление, совершенное против малолетних детей, престарелых;

Задание № 3

Дома учащиеся отвечали на вопрос: «Способен ли человек, отсидевший 10 лет в тюрьме, вернуться к нормальной трудовой и семейной жизни»

Выборочно прочитать некоторые ответы.

Задание № 4

Вопрос: «колония как «университет уголовных наук»

Выборочно прочитать некоторые ответы.

Задание № 5

Учитель читает ситуацию: «Известие о том, что девятиклассник Виталий попал в тюрьму произвело в классе эффект разорвавшейся бомбы.  «Не может быть этого,- говорили в один голос одноклассники, - это какая-то ошибка» А сообщение о том, что Виталий вместе со своими ребятами, находясь в состоянии опьянения, жестоко избил человека, и вовсе не хотелось верить. Потом было следствие, суд и приговор – два года лишения свободы»

Учитель задает вопрос:

1.В чем особенность данного преступления?

Примерный ответ: оно совершено несовершеннолетним человеком.

2.Почему одноклассники были удивлены тем, что Виталий попал в тюрьму?

Примерный ответ: видимо, они не предполагали, что учащиеся школы, несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность и отвечать по закону.

III этап. Постановка цели и задач урока.

Учитель говорит: «Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие преступления могут совершать несовершеннолетние. Несут ли они за это уголовную ответственность, какие  принудительные меры воспитательного характера применяют к несовершеннолетним, какие преступления могут совершаться против несовершеннолетних»

Основная задача поразмышлять о том, как надо жить, чтобы не оказаться на месте наших сегодняшних героев.  Учитель говорит о том, что ей будет помогать сегодня консультант. Эпиграфом нашего урока будут слова Ж.Ж. Руссо: «Ты ищешь причину зла. Она только в тебе»

IV этап. Изучение нового материала.

а) Объяснение учителя.

Возьмем в руки Уголовный кодекс. Читаю: Статья № 10 Ответственность несовершеннолетних.

Вопрос: почему в таком важном документе как Уголовный кодекс есть статья о несовершеннолетних, по сути дела о вас?

Ответы учащихся

Учитель продолжает: увы, несовершеннолетние совершают преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. Вплоть до самых тяжких. Ими совершаются и убийства, и изнасилования, и хулиганство, и операции с наркотиками. Часто подростки совершают преступления организованными группами, что наиболее опасно. Особенно популярны среди них  хулиганство, различного рода кражи, нанесение телесных повреждений. Почему?

Как ни грустно звучит, эти преступления самые доступные по возрасту. И  самые «легкие» для того, чтобы спутать их с чет то непреступным. Возрастной парадокс заключается в том, что многие подростки, только оказавшись в камере следственного изолятора, осознают, что они совершили именно преступление и должны понести за это уголовное наказание. А им казалось, что они «просто дрались», «выясняли отношения», «наказывали наглеца» Или «шалили», вскрывая ларек, отнимали деньги у смешного очкарика, ломали дверь соседнего подъезда,  брали в аренду сотовый телефон и т.д.

б) работа с ситуациями.

Уголовный закон по заслугам воздает тем, кто готов нарушить его нормы. Однако к несовершеннолетним у него особое отношение. Разберем несколько ситуаций:

( помощь ассистента, он дает правильный ответ)

1.Ученик 9 класса Сергей ночью разбил стекло киоска и похитил несколько компакт дисков и видеокассет.

Вопрос: Какое преступление совершил Сергей?  С какого возраста, по-вашему, наступает ответственность?

После ответов учащихся отвечает ассистент (Сергей совершил кражу государственного или частного имущества (тайное хищение) За это преступление предусмотрена уголовная ответственность с 14-летнего возраста)

2.Александр, ученик 10 класса, в супермаркете выхватил из рук покупателя кошелек и пытался бежать.

После ответов учащихся отвечает ассистент (Александр похитил личное имущество путем грабежа, так  называемое открытое похищение. За это преступление предусмотрена уголовная ответственность с 14-летнего возраста)

3.Ахмед, 14-летний подросток, угрожаю однокласснику ножом, вынудил его отдать сотовый телефон.

После ответов учащихся отвечает ассистент (Ахмед совершил разбойное) нападение  с целью похищения личного имущества. За это преступление предусмотрена уголовная ответственность с 14-летнего возраста)

4.Ученик 8 класса  в споре с продавцом магазина использовал нецензурную брань.

После ответов учащихся отвечает ассистент (ученик совершил мелкое хулиганство - нецензурная брань в общественном месте. За такое правонарушение ученик будет нести административную ответственность)

5.Пятнадцатилетний Максим, находясь в нетрезвом состоянии, приставал к гулящим в парке  прохожим. Милиционер попытался его утихомирить, но Максим не подчинился ему, оттолкнул и пытался бежать.

После ответов учащихся отвечает ассистент (поведение Максима можно рассматривать как злостное хулиганство, т.е. умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и связанное с сопротивлением представителю власти. За это преступление предусмотрена уголовная ответственность с 14-летнего возраста)

6.Ученики 9 «А» класса на территории школы  угрозами «снимали» у младших школьников деньги и были задержаны на месте преступления.

После ответов учащихся отвечает ассистент (подростки 9 «А» совершили преступление против собственности, а именно вымогательство. За это преступление предусмотрена уголовная ответственность с 14-летнего возраста)

Учитель: какой мы можем сделать вывод из всего сказанного?

За любое правонарушение – ответственность.

Рассказ учителя: все указанные преступления и правонарушения весьма опасны для жизни, здоровья людей, причиняет вред. К 14 годам подросток уже понимает, что нельзя совершать указанные действия. Понятно, что государство не может относится безразлично к подобному преступному поведению подростков. Как бы не было жалко молодых людей, государство вынуждено их наказывать.

Дети до 14 лет считаются малолетними и к уголовной ответственности не привлекаются. К ним применяют принудительные меры воспитательного характера. Чаще всего это административный вид ответственности.

Вопрос учащимся: какие виды административной ответственности вы знаете?

Учитель сам называет:

v    Предупреждение;

v    Возмещение причиненного вреда;

v    Ограничение досуга;

v    Штраф;

v    Помещение в специальные воспитательные учреждения для подростков;

Но за некоторые преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Учитель предлагает учащимся назвать эти преступления.

А сейчас наш консультант зачитает эти преступления

v    Убийство;

v    Изнасилование;

v    Грабеж;

v    Разбойное нападение;

v    Кража;

v    Похищение человека;

v    Вымогательство;

v    Терроризм;

v    Заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

v    Вандализм;

v    Хулиганство с тяжелыми последствиями;

Как вы считаете, заслуживают ли эти преступления уголовной ответственности?

Подумаешь, совершил кражу каких то кассет из магазина, можно простить.

Ответы учащихся.

Мудрая корейская пословица гласит: «Кто начнет красть иголки, тот дойдет и до коров» Все всегда начинается с мелочей, а заканчивается в зале суда, к сожалению. И несут подростки ответственность как взрослые.

Ассистент останавливает учителя и говорит: «К несовершеннолетним могут быть применены не все виды наказания: например, смертная казнь, лишение свободы не свыше 10 лет, исправительные работы по приговору суда могут длиться не более 1 года, срок лишения они отбывают в воспитательных колониях общего или усиленного режима.

Учитель: спасибо за дополнение, но нам от этого не легче, так как ответственности не избежать.

Вопрос  о вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений.

Учитель читает историю: «Денис и Игорь жили в одном дворе  с детства. Денису было восемнадцать и Игорю 15 лет. Денис для Игоря был кумиром, так как прекрасно играл в футбол и был лучшим вратарем района. И вдруг, осенью, Денис спросил Игоря: «Ты надежный парень?» Игорь ответил: «Думаю, что да» «Тогда окажи мне услуги, надо передать коробку с кроссовками одному человеку» Что-то насторожило Игоря в этой просьбе, но он настолько верил Денису, что не стал задавать лишних вопросов.  А через день он был задержан при передаче известному преступнику партии наркотиков.

Вопрос учителя: Как называется данное преступление? Учащиеся отвечают.

Учитель продолжает: «Ради дружбы ребята готовы на многое.  «Настоящий друг», «верный парень», «надежный малый никогда не подведет»,- такие характеристики святы в подростковой среде. Этим ловко и подло пользуются те, для которых совершить преступление ничего не стоит. Лишь небольшое число подростков сами по своей инициативе идут на преступление. Огромное же большинство слепо и трагически следует  в преступных действиях за более взрослыми и авторитетными «друзьями» «Куда все, туда и я»- такова логика их поступков. Став взрослыми, они начинают понимать всю дикость и ущербность этой логики, но судьба, увы, уже бывает  к тому времени «сломана» То, что случилось с Игорем, на языке Уголовного кодекса называется вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления. Его  авторы – взрослые люди, которые первый раз угощают подростков спиртным или одурманивающим веществом, вовлекают девочек в проституцию, заставляют малолетних попрошайничать. Главная беда заключается в том, что в результате таких преступных влияний дети сами становятся преступникам.

Вопрос учителя: почему некоторым взрослым негодяям  очень хочется вовлечь подростков  в преступления.

Ответы учащихся.

Учитель к консультанту: у вас есть мнение по этому поводу?

Консультант: по очень простым причинам: дети легче всего поддаются управлению, в некоторых преступлениях их помощь незаменима (квартирные и карманные кражи), при дележе «добычи» больше всего достается взрослым, при необходимости несовершеннолетние по просьбе взрослых берут на себя ответственность  за них, получая за это значительно меньший срок.

Учитель предлагает выполнить задание: на доске написаны слова, необходимо  отметить какие качества из перечисленных скорее всего способствуют тому что подросток может оказаться под влиянием взрослых преступников. Лишние убрать.

Примерные слова:

Смелость;

Общительность;

Жадность;

Доверчивость;

Способность к творчеству;

Стремление к лидерству;

Жестокость;

Интерес к модной одежде;

Верность.

Учащиеся убирают следующие слова: смелость, общительность, способность к творчеству, верность.

Слова учителя: хотелось бы, чтобы качеств, которые остались на доске  в вас было как можно меньше или вообще не было, а такие качества как верность, способность к творчеству, общительность преобладали (воспитательный момент)

Учитель: о последствиях такой пагубной дружбы  несовершеннолетнего и взрослого преступника сложено много пословиц.  Может кто-то вспомнит?

Ответы учащихся.

Учитель сам приводит примеры:

v    С кем поведешься, от того и наберешься.

v    С жуком свяжешься, в навозе окажешься.

v    С собакой ляжешь,  с блохами встанешь.

v    С пчелкой водиться, в медку находится.

Эти пословицы помогают понять  групповое преступление.

Вопрос учителя:

Каждого ли подростка легко вовлечь в преступление?

Ответы учащихся.

Сейчас мы выясним, что приводит подростка на путь преступления.

Ученица читает: нередко процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности,  недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учитель, родителей,  товарищей, добросовестно относиться к учебе, не нарушать распорядка школьной жизни. Плохая успеваемость приводит  к обеднению знаний, не развивается речь, воображение. Ученик  начинает отставать от своих товарищей, на уроках ему скучно. Любой вопрос может застать его врасплох, нарушается нормальна связь  с одноклассниками. Тогда подросток ищет товарищей среди таких же, как сам. Образуются группы, в которых подростки находят убежище  от неудач в школе. А дальше этот процесс существования вне нормального общества углубляется и …. дело заканчивается  какой-нибудь гнусностью, за которую суд отправляет за колючую проволоку лет на пять.

V этап. Закрепление изученного материала

Учащиеся вместе с учителем выполняют ряд заданий.

Задание № 1

За систематическое нарушение внутреннего распорядка школы, недисциплинированность и правонарушения решением комиссии по делам несовершеннолетних  девятиклассник Сергей был помещен в специальное учебное заведение. Сразу после прибытия  он столкнулся с рядом неожиданностей: вставать пришлось в 6 часов, дорога в школу, в столовую только

строем, все  свободное время посвящалось работе, на завтрак ему не давали его любимых котлет, за двойку наряд на кухню, выход за территорию строго запрещен. Однажды Сергей сказал воспитателю, что он не любит на завтрак перловую кашу, так как привык к котлетам. На что воспитатель ответил: «котлеты и мороженое ты сам есть не хотел»

Как вы думаете, что хотел сказать воспитатель?

Ответы учащихся.

Задание № 2

Можно ли, находясь в группе с отрицательной направленностью, поступать достойно, вразрез с общим мнением?

Ответы учащихся.

Задание № 3

Почему некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних до 12-13 лет?  (они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные и циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет)

Задание № 4

Методика: «Брошенный камень» Кто-нибудь из учеников говорит любое слово по изученной теме, а ребята составляют предложение с этим словом.  Несколько вариантов зачитываются.

Задание № 5

Закончи предложение:

v    Несовершеннолетние, совершившие преступление…

v    Очень часто подростки….

v    Стать малолетним преступником…

v    Взрослые преступники иногда…

v    За тяжкие преступления несовершеннолетние несут …

v    Я никогда…..

 

VI этап. Итог урок, обобщение.

Мы сегодня говорили о преступлениях, которые совершают несовершеннолетние.

Как вы думаете, что самое главное вы должны были уяснить на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.

Учитель говорит: самое главное, никогда не попадать  в ситуации, в которых оказывались наши герои. Несовершеннолетний и Уголовный кодекс – эти понятия несовместимы.

Если вернуться к эпиграфу нашего урока, давайте попытаемся ответить на вопрос: «Что хотел сказать великий философ эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо?»

VII этап. Оценивание и дача домашнего задания.

Представьте себя  в роли помощника главы  администрации нашего города. Внесите 5 конкретных предложений по снижению  уровня преступности среди несовершеннолетних нашего города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои уроки | Просмотров: 3651 | Добавил: Лайза | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: