Главная » Статьи » Мои статьи |
Роль
руководителя в формирование образовательного процесса Управление школой в современных условиях –
сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач,
изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы,
система рационального планирования, организация деятельности ученического и
педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня
обучения и воспитания, эффективный контроль. Решение этих вопросов зависит от умения
руководителей школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения
науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности
педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе. Внедрение изменений –
нелегкая задача, которую приходится решать нам в современных условиях. Без изменений плохо.
Нет движения – школа не развивается. А в новых экономических условиях это
означает, что школа теряет ученика и авторитет в местном сообществе. Как не
пропасть в этих условиях неопределенности? В Концепции образования
РК поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в
быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс
появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в
непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет
владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить
обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой
информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. Поэтому сегодня
трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал
такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, музыкальный центр, устройство для доступа и
хранения информации. Для этого учитель сам должен владеть компьютером и
использовать новые информационные технологии в своей работе. В основе информационной
культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой
понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый
уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления
профессионально значимой информации. Информационно-компьютерная
грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться
и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной
компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной
грамотности специалиста-педагога является его способность свободно, уместно и
адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной
деятельности «Работа современного персонального компьютера
напоминает игру большого слаженного оркестра. В оркестр входит множество
инструментов, и на каждом исполняется своя уникальная партия. Партии отдельных
инструментов сливаются в одно целое, и если оркестр хорошо подготовлен, а
дирижер умел, мы можем расслабиться и получить удовольствие от хорошего
исполнения…» Понятно, что в данном случае дирижером является учитель. Как же он
становится тем самым умелым дирижером в нашей школе? В своей статье я
остановлюсь на формах работы с педагогами школы по формированию информационной
компетентности и активизации их деятельности по внедрению
информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Все мы понимаем, что
информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и
уроки информатики, сколько эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном
процессе. Реальная компьютеризация школы осуществится только тогда, когда
ее идеями проникнется большая часть учителей, а проведение занятий по любому
предмету с использованием компьютера станет нормальным явлением. А для
этого необходимо приобщить руководящих работников, учителей-предметников к
новому для них миру компьютеров, устранить психологический барьер их «боязни». Именно активное
внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, обслуживающую и управленческую
деятельность школы позволит создать единую образовательную информационную
среду, направленную на повышение качества и доступности образования и успешную
социализацию учащихся. Следует заметить, что данные технологии являются новым,
довольно сложным объектом для изучения и одновременно служат удобным
инструментом, методом и средством обучения, так как они не заменяют традиционные
формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации. В нашей школе трудятся
много педагогически грамотных, компетентных, творчески работающих учителей. ·
Высшее образование – 99%
учителей. ·
Высшая
квалификационная категория – 32 %. ·
Первая
квалификационная категория – 44 %. ·
Вторая
квалификационная категория – 20%. Однако, в условиях перехода к
информационному обществу, повышаются требования к профессиональной подготовке
учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности.
·
владение навыками
работы с информацией, представленной в электронном виде; ·
знание и умение
использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных
информационных массивах; ·
умение представить
информацию в Интернет; ·
умение организовать
самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий; ·
владение общими
приемами редактирования текстовой и числовой информации; ·
владение приемами
сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде; ·
владение навыками
поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях,
справочниках, учебниках в сети Интернет; ·
представление
информации средствами презентационных технологий; Такие информационные умения требуют от учителя
информационной грамотности. Информационная грамотность
- развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию
информационных средств, информации и телекоммуникаций Все вышеназванное требует необходимости в переподготовке учителей – предметников в соответствии с новыми требованиями к обучению, объединения опыта и знаний педагога с возможностями компьютера.
Работая над
методической темой «Совершенствование
традиционных форм обучения с использование
новых информационных
технологий, повышающих
эффективность учебно-воспитательного
процесса», мы особое внимание уделяли внедрению
информационно-коммуникационных технологий и формированию информационной
компетентности учащихся и учителей. Работа проводилась по следующим
направлениям: ·
специализированное
повышение квалификации и курсовая переподготовка руководства и педагогического
коллектива в области новых информационных и телекоммуникационных технологий; ·
краткосрочные курсы
повышения квалификации, организованные учителями информатики; ·
педагогические советы,
методические совещания, методические дни, семинары, конференции по
проблеме использования ИКТ; ·
участие в городских
мероприятиях, организованных Рай ОО, по проблеме использования ИКТ в учебном
процессе; ·
работа проблемной
группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обученния»;
·
неформальное общение
педагогов школы между собой и с коллегами из других школ на тему использования ИКТ в учебном
процессе; ·
неформальные
консультации, наиболее ИКТ – компетентных сотрудников школы, которые с
готовностью приходят на помощь коллегам в случаях затруднения использования
ИКТ; ·
работа над темой по
самообразованию, связанной с внедрением ИКТ; ·
обобщение и трансляция педагогического опыта в
области использования ИКТ. Был составлен план мероприятий, целью которых являлось: ·
создание высокой
мотивации учителя-предметника для изучения основ компьютера; ·
обеспечение учителя-предметника в соответствии с
его потребностями, необходимым уровнем знаний, умений и навыков для проведения
уроков с использованием возможностей, которые предоставляют информационные
технологии. На первом этапе внедрения ИКТ были поставлены следующие
задачи: ·
Создание у учителей –
предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в
учебном процессе. ·
Обучение педагогов
основам КГ. ·
Определение круга педагогов, работающих над
проблемой использования ИКТ в учебном процессе. На втором этапе внедрения ИКТ в школьное образование были
поставлены задачи: ·
Мотивация учителей к
использованию ИКТ в учебном процессе и расширение круга педагогов, внедряющих
их. ·
Разработка методики
использования ИКТ в учебном процессе. ·
Техническое оснащение
школы. ·
Формирование единого
информационного пространства школы; ·
Выделение творчески
работающих педагогов школы, повышение их квалификации в области применения ИКТ
и распространение успешного опыта в педагогической деятельности. Результаты
анкетирования учителей на начальном этапе показали, что: ·
имеют хорошие навыки
работы на ПК – 15%; ·
умеют только печатать
– 20%; ·
не умеют работать на
компьютере – 65%. Как видим, большая
часть учителей не имели элементарных навыков работы с компьютером. Была создана проблемная группа
«Внедрение информационных технологий в процесс обучения», в состав которой
вошли завучи, учителя-информатики и учителя-предметники, владеющие персональным
компьютером. Руководителем данной группы должен стать заместитель директора по
МР.
·
развитие у учителей
имеющихся навыков работы с информацией и приобретение новых в условиях
постоянного совершенствования компьютерного обеспечения; ·
оказание помощи
педагогам и учащимся в использовании средств информационно-компьютерных
технологий; ·
организацию работы
школьных средств массовой информации с применением ИКТ. ·
активизацию внедрения
метода проектов; ·
создание школьной
медиатеки. Учителя проблемной группы
в течение учебного года разрабатывали и показывали открытые уроки с применением
ИКТ, оказывали консультативную помощь в их использовании учителям,
педагогам-организаторам, социальным педагогам, принимали активное участие в
подготовке и проведении педсоветов, семинаров, методических дней. ·
повысить уровень
владения предметной информацией в преподавательской деятельности; ·
развить имеющиеся и
приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного
совершенствования компьютерного обеспечения; ·
освоить новые
технологии обучения, которые затем будут применяться в учебном процессе; ·
Более гибко
изменять содержания курсов, набор учебных задач; ·
сочетать индивидуальный
подход и активные коллективные формы работы; ·
легко распространять
свой опыт, свою модель обучения; ·
реализовать различные
методы обучения одновременно для различных категорий учащихся; ·
осуществлять
постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний; ·
уменьшить количество
рутинной работы и высвободить время для творческой и индивидуальной работы с
учащимися; ·
сделать более
эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится контролируемой
и управляемой.
·
Одна из них – это
старение педагогического коллектива. Средний возраст педагогов школы 43 года.
Свыше 50 лет имеют 26 % учителей. Отсюда – далеко не все из них имеют желание
осваивать на должном уровне новые информационные технологии ·
Дать компьютерную
грамотность в стенах школы все-таки сложно, а значит, как воздух необходимы
специализированное повышение квалификации, курсовая переподготовка педагогов в
области новых информационных и телекоммуникационных технологий. Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным Сократ сказал: «Научиться играть на флейте, можно только
играя самому», а это значит, что информационная компетентность будет
сформирована у педагогов тогда, когда они будут иметь возможности
систематически использовать компьютер, т.е. проектор, компьютер и другое
мультимедийное оборудование будет в каждом классе. И тогда, хочется верить,
большинство наших учителей будут чувствовать себя с компьютером так же
уверенно, как с классной доской и мелом. | |
Просмотров: 2337 | |
Всего комментариев: 0 | |