ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
- организационный
момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической)
готовностью учащихся к уроку;
- проверка домашнего
задания;
- проверка знаний и
умений учащихся для подготовки к новой теме;
- постановка цели
занятия перед учащимися;
- организация
восприятия и осмысления новой информации;
- первичная проверка
понимания;
- организация усвоения
способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее
применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
- творческое
применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем
решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений;
- обобщение изучаемого
на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за
результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися,
оценка знаний;
- домашнее задание к
следующему уроку;
- подведение итогов
урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР
УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это
совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,
возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность.
Структура урока изучения
нового материала:
|
первичное введение материала с
учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной
активности учащихся;
|
|
указание на то, что учащиеся
должны запомнить;
|
|
мотивация запоминания и
длительного сохранения в памяти;
|
|
сообщение или актуализация
техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая
группировка и т.п.);
|
|
первичное закрепление под
руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
|
|
контроль результатов
первичного запоминания;
|
|
регулярное систематизирующее
повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в
сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с
дифференцированными заданиями;
|
|
внутреннее повторение и
постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
|
|
частое включение опорного
материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов
запоминания и применения.
|
Структура урока закрепления и развития знаний, умений,
навыков:
| сообщение учащимся цели
предстоящей работы;
|
| воспроизведение учащимися
знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных
заданий;
|
|
выполнение учащимися различных
заданий, задач, упражнений;
|
|
проверка выполнения работ;
|
|
обсуждение допущенных ошибок и
их коррекция;
|
|
задание на дом (если это
необходимо).
|
Структура урока формирования умений и навыков:
|
постановка цели урока;
|
|
повторение сформированных
умений и навыков, являющихся опорой;
|
|
проведение проверочных упражнений;
|
|
ознакомление с новыми
умениями, показ образца формирования;
|
|
упражнения на их освоение;
|
|
упражнения на их закрепление;
|
|
тренировочные упражнения по
образцу, алгоритму, инструкции;
|
|
упражнения на перенос в
сходную ситуацию;
|
|
упражнения творческого
характера;
|
|
итог урока;
|
|
задание на дом.
|
Структура урока повторения:
|
организация начала урока;
|
|
постановка образовательных,
воспитательных, развивающих задач;
|
|
проверка домашнего задания,
направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих
знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На
предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать
соответствующее домашнее задание;
|
|
подведение итогов повторения,
проверка результатов учебной работы на уроке;
|
|
задание на дом.
|
Структура урока проверки знаний:
|
организация начала урока.
Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны
бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как
учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
|
|
постановка задачи урока.
Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или
контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и
пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами
проверили работы;
|
|
изложение содержания
контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или
ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны
соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
|
|
подведение итогов урока.
Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в
других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит
следующий урок);
|
|
определение типичных ошибок и
пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и
совершенствования знаний и умений.
|
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
|
организация начала урока
(психологический настрой учащихся);
|
|
сообщение темы урока и его
задач;
|
|
изучение новых знаний,
необходимых для формирования умений;
|
|
формирование, закрепление
первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
|
|
упражнения в применении знаний
и умений в измененных условиях;
|
|
творческое применение знаний и
умений;
|
|
упражнение по отработке
навыков;
|
|
домашнее задание;
|
|
итог урока с оценкой проделанной
учащимися работы.
|
Структура повторительно-обобщающего урока:
|
организационный момент;
|
|
вступительное слово учителя, в
котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает
цель и план урока;
|
|
выполнение учащимися
индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий
обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные
понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
|
|
проверка выполнения работ,
корректировка (при необходимости);
|
|
формулирование выводов по
изученному материалу;
|
|
оценка результатов урока;
|
|
подведение итогов;
|
|
задание на дом (не всегда).
|
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет
две или несколько дидактических целей):
|
организация начала урока;
|
|
проверка домашнего задания,
постановка цели урока;
|
|
подготовка учащихся к
восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и
практических и умственных умений;
|
|
изучение нового материала, в
т.ч. и объяснение;
|
|
закрепление материала,
изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
|
|
обобщение и систематизация
знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
|
|
подведение итогов и
результатов урока;
|
| задание на дом;
|
|
подготовка (предварительная
работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
|
|