Главная » Статьи » Мои статьи |
Триединая цель урока и его конечный результат Как-то известный американский
сатирик бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень
удивится, что попал не туда». А много веков назад римский писатель и философ
Сенека утверждает, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь,
любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности
человека не новая, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет
управления, без цели – нет результата.
Почему? Да потому, что цель есть заранее запрограммированный
результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления
той или иной деятельности. Цель выступает как фактор,
обуславливающий способ и характер деятельности, она является не только
спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности,
ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на
нем усилия. В существующей практике традиционно предполагается, что цель почти
всегда очевидна, а усилия надо сосредотачивать на поиске средств и путей ее
достижения. Это далеко идущее заблуждение! Целеполагание - это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Это – ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки – учет соответствующих нормативных документов – установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению – выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов, сил и возможностей – выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при заданной затрате сил и средств дает наибольший эффект – формулировка цели. Целеполагание – достаточно сложная, наиболее ответственная сегодня и, пожалуй, самая западающая часть работы учителя. Целеосуществление - это – процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель – внутренняя причина) переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности. Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Триединая цель урока –
это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: обучающий, воспитательный
и развивающий. В цели урока сформирован тот конечный результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена не точно, или учитель плохо представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить. Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности
на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то
степени это пусковой механизм урока. ТЦУ не
может быть достигнута сама по себе. Её обязательно нужно декомпозировать на
цели этапов, ДМ. | |
Просмотров: 499 | |
Всего комментариев: 0 | |