Главная » Статьи » Мои статьи

В помощь учителю

Триединая цель урока и его конечный результат

Как-то известный американский сатирик бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». А много веков назад римский писатель и философ Сенека утверждает, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не новая, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата.  Почему?

Да потому, что цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель выступает как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия. В существующей практике традиционно предполагается, что цель почти всегда очевидна, а усилия надо сосредотачивать на поиске средств и путей ее достижения. Это далеко идущее заблуждение!

      Целеполагание -  это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Это – ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки – учет соответствующих нормативных документов – установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению – выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов, сил и возможностей – выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при заданной затрате сил и средств дает наибольший эффект – формулировка цели. 

Целеполаганиедостаточно сложная, наиболее ответственная сегодня и, пожалуй, самая западающая часть работы учителя. 

Целеосуществление - это – процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель – внутренняя причина) переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности. 

Триединая цель урокаэто заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: обучающий, воспитательный и развивающий.

В цели урока сформирован тот конечный результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена не точно, или учитель плохо представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить. 

 Триединая цель урокаоснова целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока.

ТЦУ не может быть достигнута сама по себе. Её обязательно нужно декомпозировать на цели этапов, ДМ.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лайза (30.06.2012)
Просмотров: 499 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: