В копилку завуча школы - Мои статьи - Каталог статей - Сайт учителя истории
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 13:43

Ихсанова Луиза Фархутдиновна

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

В копилку завуча школы

УЧИТЕЛЬ И ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ИЛИ КАК ПРИЕМЛЕМО ОТВЕЧАТЬ НА НЕПРИЕМЛЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ
 

С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.

С. Соловейчик

Учителя бывают хорошими и плохими. Для детей (особенно, младших) критерием «качества» педагога является отношение к детям. Учительница не кричит, не ставит двоек, не нагружает домашними заданиями, может посмеяться во время урока или поговорить на отвлеченные темы? Она мгновенно станет кумиром класса. Даже если выяснится, что класс не успевает по предмету именно потому, что педагог слишком увлекалась анекдотами и посторонними разговорами на уроках.

Обратный случай: прекрасный преподаватель, влюбленный в свой предмет, но сухой, строгий, нетерпимый к лени и в буквальном смысле слова выжимающий все соки из учеников. Шансов на «народную любовь» у него, прямо скажем, не много. Зато администрация школы и родители будут считать его идеалом педагога.

И то, и другое – недостаток педагогического таланта. Хороший учитель умеет и дисциплину держать, и добиться серьезного отношения к обучению, и пошутить иногда, и задушевно побеседовать с учениками. Талантливый педагог умеет увлечь детей своим предметом. С маленькими превратит учебу в игру, с теми, кто постарше – в увлекательное исследование. Тем, кто не испытывает искреннего интереса к тому, что преподает, никогда не получить хороших результатов от собственных учеников. Дети все видят, все понимают и все чувствуют. Зануда, пришедший в школу только потому, что надо же было куда-нибудь пойти работать, не сможет научить детей ничему, кроме отвращения к обучению как таковому.

 

Во всем, что касается воспитания и обучения детей, всегда действует принцип: «Воспитание с любовью - это учеба, а воспитание без любви – дрессировка». Человек – не собака. Дрессировка его не приводит к положительному результату. И тем, кто этого не понимает, не место в школе.

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей. 

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. 

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Все учителя и воспитатели в школе и в детских садах, в первом классе и в одиннадцатом, молодые и опытные обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Как показало изучение этого вопроса, главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.

- 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

- 2 место - опоздание на уроки;

- 3 место - игры с телефоном; Упоминались также:

-прогулы уроков;

-драки;

- порча школьного имущества и оборудования;

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц). Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон   нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ ответов показал, что очень тяжело работается в школе педагогам пожилого возраста. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?

Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Когда вы сталкиваетесь с "плохим поведением" своих воспитанников, вы, наверное, спрашивали себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были.

1 закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 

Вера Семушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?

Света Перова очень любит, когда ее хвалят учителя и сделает ради похвалы любую работу. Почему?

Дина Смольникова всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Почему?

Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии, но с удовольствием слушает объяснение учителя на уроке истории. Почему?

Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.

Многие психологи предлагают сложные и подробные объяснения такого поведения: они объясняют "плохое поведение" детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие научные объяснения, справедливы они или нет, не могут нам помочь установить в классе нормальную дисциплину. Так, учительница Веры Семушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, также как учительница геометрии Коли Харитонова не может изменить его условий жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она получает денежное вознаграждение, и ее учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный Светиными родителями. Дина с такой готовностью помогает после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряженная атмосфера, и ее учительница не может изменить обстановку в семье Дины.

Учителям не дано возвращать в прошлое своих учеников так же, как изменять их жизнь вне школы. Но, когда мы говорим, что конкретное поведение - это один из выборов человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на решения наших учеников как себя вести гораздо эффективнее. Право выбора должно быть признано учителем за каждым из учеников. Нельзя без ущерба для личности ребенка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами "манипулирования", не оставляя ученику выбора, а можем захотеть что-то изменить в своем поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное поведение взамен несоответствующего правилам.

2 закон. Любое поведение подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

Или другими словами - "чувствовать свою важность и значимость". Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди социальные существа. Ежедневно в течение 9 или 11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. Это желание воплощается в трех частных целях:

1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность),

2. Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),

3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми доступными им способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет "нарушение дисциплины" или "плохое поведение".

3 закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна их четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Привлечение внимания - некоторые ученики выбирают "плохое поведение", чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя. Привлечение внимания. Такие дети есть практически в каждом классе. Они всеми способами стараются добиться внимания учителя, изобретая для этого разные выходки. Они никогда не удовлетворены получаемым вниманием, им все время нужно все больше и больше. Способы привлечения внимания могут быть активными и пассивными. К активным способам относятся: разговаривать, вертеться, шуметь, стучать, приставать к соседям, постоянно подзывать учителя, писать и передавать записки и все, что является вызывающим и заметным. Это отвлекает весь класс, и если немедленно не прореагировать, то можно потерять контроль над классом.

Пассивные способы – это тихий саботаж. Он хорош для учеников тем, что ребенок всегда может сказать: «Я же ничего плохого не делаю». И это будет правдой, т.к. то, что ими делается, совершается со скоростью «в-час-по-чайной-ложке». Тихие саботажники труднее поддаются исправлению, чем активные.

Мотив привлечения внимания может иметь несколько причин. Одна из них – когда взрослые, особенно родители, обращают на плохое поведение своего чада гораздо больше внимания, чем на хорошее. Хорошее при этом часто воспринимается как должное. Ребенок делает вывод о том, что лучше сердитое внимание, чем совсем никакого. Из семьи «плохое» поведение переносится в школьную ситуацию.

Другой возможной причиной может быть отсутствие у ребенка конструктивных навыков привлечения внимания к своим потребностям. Потребность во внимании - базовая психологическая потребность, и ребенок должен уметь адекватным способом уметь сообщить о ней.

Если ребенку уделяется дома недостаточно внимания или если это делается формально, то, скорее всего проблем с дисциплиной в школе не избежать.

Ученики, стремящиеся любой ценой заполучить внимание учителя, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Чтобы предотвратить поведение, направленное на привлечение внимания, учителю следует уделять внимание ученикам за хорошее поведение в несколько раз больше, чем за плохое. Учитель может научить ребят своего класса просто и открыто просить внимания тогда, когда они в этом нуждаются. Конечно, мы не всегда можем уделить внимание в тот самый момент, когда ученик чувствует потребность в нем. Тогда можно просто извиниться и пообещать внимания в ближайшем будущем. Если ученики узнают, что получат от вас то, в чем они нуждаются, то наверняка согласятся подождать.

Власть - некоторые ученики "плохо" ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: "Ты мне ничего не сделаешь" и разрушают тем самым установленный в классе порядок.  Властолюбцы постоянно бросают учителю вызов. С помощью слов или действий они постоянно атакуют. Часто таким учащимся нужны свидетели их власти, поэтому они провоцируют учителя на непедагогическое поведение на глазах у всего класса. Поведение учеников, ищущих власти, может иметь активную и пассивную формы. Ученики младших классов и дошкольники демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать. Вспышки негодования нужны для манипулирования взрослыми и для достижения своих требований. Более старшие ученики просто хамят. Некоторые из них разговаривают вежливо, предлагая абсолютно нелогичные обоснования своего невыполнения заданий: «Можно я не буду делать самостоятельную, а то уже мало времени осталось, лучше я повторю формулы?» или: «Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечала на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему!» такое дружелюбие часто сбивает с толку, и учитель поддается. Повторные попытки вызывают раздражение и приводят в замешательство.

Пассивные властолюбцы избегают сцен. Вместо этого они улыбаются и говорят учителю то, что он хочет услышать. Затем они делают то, что они хотят. Например, во время самостоятельной Ваня смотрит в окно. На вопрос учителя Ваня отвечает, что думает. Несмотря на утверждение о том, что он собирается написать работу к концу урока, тетрадь его остается пустой. Такое поведение приводит учителя сначала в замешательство, потом в ярость. А все дело в том, что учитель в данном случае больше ориентируется на слова ученика, а не на его действия. Слова таких детей расходятся с делом. Они могут объяснять невыполнение ваших заданий ленью, рассеянностью, забывчивостью, плохим слухом, но и в следующий раз ситуация останется прежней.

Причин властолюбивого поведения две. Одна из них – отсутствие в нашем обществе конструктивных моделей безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети не умеют подчиняться. Другая – это мода на «сильную личность». Но для детей понятие сильной личности может означать не столько личность, умеющую контролировать свои слабости, сколько власть над другими людьми. Таким образом они стремятся утвердить себя в отношениях с другими людьми, с учителем.

У властолюбцев есть и свои положительные стороны. Многие ученики, демонстрирующие властолюбивое поведение, обладают лидерскими задатками, независимым мышлением, а также честолюбием. Они хотят сами думать и принимать решения. Сложность для педагогов заключается в том, что такие учащиеся пытаются принимать решения за других людей и их контролировать.

С такими учениками следует избегать прямой конфронтации. Учителю лучше позволить ученикам проявлять власть, перекладывая на них часть своих организационных обязанностей.

Месть - для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему классу.Такие дети обычно выглядят злыми и угрюмыми, даже когда бездействуют. Они труднее всего поддаются воспитанию. Их месть не всегда начинается с явной обиды, она может быть спровоцирована совершенно случайно. Провоцировать ученика на месть могут не обязательно учителя, но и родители, другие ученики, администрация школы или кто-то еще, кому мстить довольно рискованно, а учитель, находящийся ежедневно рядом – отличная мишень, чтобы отомстить за боль и обиду, нанесенную другими.

Активная форма мстительного поведения включает в себя прямые физические акты насилия, порчу мебели и другого имущества, психологическое насилие, оскорбление и хамство, оскорбление действиями и т.д. В особо тяжелых случаях выходки, придуманные для того, чтобы отомстить родителям или учителям, наносят больше вреда самим детям. Преступления, ранние половые связи, алкоголь и наркотики – вот способы мести, шантажа и ультиматумов, с которыми все чаще приходится сталкиваться воспитателям и родителям.

Единственная форма поведения, которую можно назвать пассивной мстительностью – это отчужденное избегание. Учитель ищет к такому ученику подход со всей душой, а он постоянно ускользает. Таким детям нравится задевать учителя своей неподатливостью и озадачивать. С такими ребятами учитель часто чувствует вину, обиду, боль и неспособность что-то сделать. Первым желанием учителя в такой ситуации становится желание немедленно и любой ценой прекратить мстительное поведение: либо силой поставив на место, либо уходом из ситуации. К сожалению, оба эти способа не подходят для педагога.

Насилие в стенах школы существует потому, что его много за ее стенами. Много его и на экранах телевизоров, и в других средствах массовой информации. Редко дети могут увидеть образцы переживания чувства гнева приемлемым способом. Ничего удивительного, что их собственные чувства приводят к жестким выходкам.

У мстительного поведения есть и свои сильные стороны. Агрессия таких детей направлена вовне, а не на себя. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать. Душевная боль пассивного ребенка, длящаяся долго, может привести к депрессии и суициду. Зная об этом, можно считать поведение мстительных учеников далеко не самым безнадежным с точки зрения социальной адаптации.

Существует два главных принципа поведения учителя с такими учащимися. Первый – строить отношения со всеми учениками так, чтобы в них чувствовалась забота о них. Безусловно, для этого учитель должен обладать мудростью, чтобы отличать поступок от того, кто его совершил. И второй принцип – обучение учащихся тому, как адекватными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору в момент травмы или потрясения.

   Избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и "непробиваемые" никакими методическими ухищрениями педагога. Опознать избегание неудачи как скрытый мотив поведения ученика непросто.  Эти дети приносят меньше беспокойства, чем те, чья цель власть или месть. Они не нарушают школьных правил. Проблема в том, что они редко вступают в контакт с учителями и одноклассниками.

В отличие от остальных типов, этот редко встречается в активной форме. Активная форма здесь – приступ отчаяния, который может выражаться в потоках слез, ругани, хлопанье дверьми. Такой приступ призван эмоционально отвлечь ребенка от самого факта неудачи. Пассивная форма может выражаться в откладывании дел на потом, не доведении их до конца, развитии временной нетрудоспособности, использовании официальных медицинских диагнозов. Все это защищает человека от ощущения себя несостоятельным и оправдывает его бездеятельность. «Я смог бы, если бы приложил достаточно усилий», - вот кредо таких учеников.

Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на избегание неудачи, учитель явно осознает свою профессиональную несостоятельность, печаль и бессилие. Столкнувшись с таким поведением, у педагога возникает желание оправдать его каким-нибудь диагнозом, для чего хочется показать такого ребенка врачу или психологу.

Природа поведения, направленного на избегание неудачи, имеет несколько корней. Если взрослый постоянно указывает ребенку на его ошибки и игнорирует успех, то некоторые ученики решают просто ничего не делать, используя принцип: «Что бы я ни делал, все равно сделаю плохо». Бывает так, что родители и воспитатели чрезмерно требовательны к ребенку и ожидают от него больше, чем позволяют его возраст и возможности. В таком случае дети не могут достичь цели и прекращают всякие попытки это сделать.

Есть ученики, которые требуют от себя совершенства. Они не могут согласиться с тем, что ошибка – это нормальная часть процесса обучения. Для них это трагедия, избегать которую следует любой ценой. Такие дети боятся пробовать себя в чем-то новом, так как для них подходит только отличный результат. Там, где такой результат сазу не гарантирован, им делать нечего.

Для некоторых обстановка соревнования и соперничества среди других является неприемлемой, особенно если она навязана педагогом. Страх оказаться в числе проигравших лишает таких детей интереса к деятельности.

У поведения, направленного на избегание неудачи, нет сильных сторон, за исключением, может быть, детей-перфекционистов, которых в этом списке меньшинство. Для них быть успешным означает достичь высоких результатов, быть непревзойденным хотя бы в чем-то одном: лучше никак, чем плохо. Незначительная коррекция их поведения позволяет устранить это заблуждение.

Чтобы у ученика появилось желание изменить свое ошибочное поведение, его внимание должно быть отвернуть от ошибок и направлено на то, что ему удается в этой области. Задача учителя с такими детьми – помочь им сменить установку «я не могу» на «я могу». Кроме того, необходимо помочь такому ребенку преодолеть барьеры, отделяющие его от класса, втягивать его в продуктивные отношения с другими ребятами

Эти четыре мотива выделил в 1930-е годы американский педагог Рудольф Дрейкур. Он пишет:

"Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины? Почему их не пять и не сто? - я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их плохого поведения. В 90% присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее - пожалуйста".

Вывод: причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.

1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).

3. Попустительский стиль семейного воспитания.

4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.

5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

6. Установление детьми собственной власти над коллективом.

7. Месть как цель "плохого" поведения.

8. Избегание собственных неудач.

9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. И так не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Какое решение примет наш ученик во многом зависит от нас.

Можно выделить три разных подхода к тому, как реагирует учитель на "неподходящее" поведение своих воспитанников.

1.     Невмешательство. Учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся управлять своим поведением.

2.     Контроль. Учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: "Если ты не замолчишь, я..." (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание "слабых мест" каждого ученика)

3.     Взаимодействие. Учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребенка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на повышении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.

Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации

Авторитарный тон в ситуациях нарушения дисциплины еще никого не спас. Напротив, создание искусственной дистанции между учителем и классом (или учащимся) редко идет на пользу делу и не помогает устранить конфликт. Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.

Правило 1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.


Правило 2.

Займитесь своими негативными эмоциями.


Правило 3.

Не усиливайте напряжение ситуации.


Правило 4.

Обсудите проступок позже.


Правило 5.

Позвольте ученику "сохранить лицо".


      Правило 6.

Демонстрируйте модели неагрессивного       поведения.


  Правило 7. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.


 Каковы бы ни были цели и причины плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. От того, как педагог справляется с конфликтными ситуациями, зависит атмосфера в классе, взаимоотношения между учителем и учеником, мироощущение детей, их жизненный тонус. Педагог должен уметь корректировать негативное поведение учащихся, не причиняя вреда и не теряя своего авторитета.

Сила преподавателя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. С. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лайза (22.07.2013)
Просмотров: 978 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016