Конспект урока по всемирной истории - 6 Июня 2012 - Блог - Сайт учителя истории
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 13:43

Ихсанова Луиза Фархутдиновна

Меню сайта
Категории раздела
Главная [1]
В помощь молодому учителю [0]
Мои уроки [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2012 » Июнь » 6 » Конспект урока по всемирной истории
07:58
Конспект урока по всемирной истории

Тема урока: «Нацистский режим и нацистское государство» 



Цель:

1.Описать процесс превращения Германии в тоталитарное государство.

2.Показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме.

3.Раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация,

4.Добиваться понимания учащимися преступного характера нацистского режима.

Новые термины: нацизм, фюрер, геноцид, антисемитизм, Холокост.

Тип урока:изучение нового материала.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Вступительное слово учителя:

Каждому из нас с детства известно это страшное слово, ассоциировавшееся с концентрационными лагерями, массовым убийством ни в чем неповинных людей, сожженными селами, разрушенными городами, сотнями тысяч сирот, наконец, с гибелью близких людей. Это страшное слово - фашизм.

Когда произносишь это слово в голове возникает образ лишь одного человека – Адольфа Гитлера.      Наверное, нет в истории человека, вызывавшего больше негативных эмоций чем Адольф Гитлер, кого олицетворили бы как дьявола во плоти, кто без всяких рассуждений признавался бы отрицательным гением.

 Именно о нем министр агитации и пропаганды Германии Геббельс сказал: « Подобно восходящей звезде вы предстали перед нами, вы совершили чудо, прочистили наши мозги и дали нам веру, нам, блуждающим в мире отчаяния и скепсиса… Вы высказали потребность целого поколения, блуждающего в   поисках цели в мире утраченных идеалов»

1.Какое чудо совершил этот человек и во что дал веру целому немецкому народу?

«Я делаю ставку на негодяя… У меня нет совести… мою совесть зовут Адольф Гитлер… Я не собираюсь соблюдать справедливость, я должен лишь уничтожить и истребить, и ничего более!» — говорил рейхсмаршал авиации Генрих Геринг.

 Что это за человек?  Почему слово фашизм, которое ассоциируется с этим человеком, наводит ужас на миллионы людей ?

 Истеричные выкрики, отрывистая лающая речь, косая челка, маленькие усики и порывистые движения (учитель открывает доску с портретами А.Гитлера)

 Сегодня нам предстоит поговорить об этой «восходящей звезде»  и совести немецкого народа, составить портрет этого кумира для немецкой молодежи.

Мы выясним как Германия превратилась в тоталитарное государство, поговорим о бесчеловечном характере немецкой идеологии и преступном характере нацистского режима.

II Подготовка к изучению нового материала.

IIIИзучение нового материала.

1.Слово фашизм нам знакомо? Что оно означает?

2.В каком государстве фашистам удалось прийти к власти?

3.Назовите имя диктатора?

4.Какие признаки фашизма мы уже знаем?

 

Рассказ учителя:  фашистское движение в Германии возникло сразу после первой мировой войны. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, ставшая центром притяжения всех фашистов, была создана в 1919 году. Сравнительно быстро лидером этой партии стал Адольф Гитлер.

 Ученик рассказывает краткую биографию А.Гитлера:

 Гитлер родился 20 апреля 1889 года (начиная с 1933 года этот день стал национальным праздником нацистской Германии).
Отец будущего фюрера Алоис Гитлер был с
начала сапожником, потом таможенным служащим, носил фамилию Шикльгрубер (отсюда распространенное мнение, будто такова настоящая фамилия Гитлера) Мать – Клара происходила из крестьянской семьи. Родился Гитлер в Австрии.
 Гитлер плохо учился в старших классах, посему не окончил реальное училище и не получил аттестата зрелости. Отец его умер сравнительно рано - в 1903 году. С 16 лет будущий фюрер жил на иждивении матери довольно-таки свободно. Одно время даже учился музыке. В юности из музыкальных и литературных произведений он предпочитал оперы Вагнера, германскую мифологию и приключенческие романы; любимым композитором взрослого Гитлера был Вагнер, любимым фильмом - Кинг Конг.Мальчиком Гитлер любил пирожные и пикники, долгие разговоры за полночь, любил смотреть на красивых девушек; в зрелые годы эти пристрастия усилились.
 Спал до полудня, ходил в театры, особенно в оперу, просиживал часами в кофейнях. Он проводил время, посещая театры и оперу, копируя полотна художников-романтиков, читая приключенческие книги
. Мать баловала его, и Адольф вел себя как денди, носил черные кожаные перчатки, шляпу-котелок, прогуливался с тростью из красного дерева с набалдашником из слоновой кости. Все предложения найти себе работу он с презрением отвергал.  В 18 лет отправился в Вену, чтобы поступить там в Академию изобразительных искусств в надежде стать великим художником. Поступал дважды - один раз не сдал экзамен, второй раз даже не был допущен к нему, и ему пришлось зарабатывать на жизнь рисованием почтовых карточек и рекламных объявлений. Ему посоветовали поступить в архитектурный институт, но для этого надо было иметь аттестат зрелости. Годы пребывания в Вене (1907-1913) Гитлер будет рассматривать как наиболее поучительные в его жизни
 Когда деньги, оставленные матерью (она умерла от рака груди в 1909 году), и наследство состоятельной тетки закончились, он ночевал на скамейках в парке, потом в ночлежке.      Все это время Гитлер перебивался случайными заработками, нанимался на какую-нибудь временную работу (например, помогал на стройках, чистил снег или подносил чемоданы), потом стал рисовать (вернее, срисовывать) картинки, которые продавал сначала его компаньон, а позже он сам. В основном он срисовывал с фотографий памятники архитектуры в Вене и Мюнхене, куда переехал в 1913 году. В 25 лет у будущего фюрера не оказалось ни семьи, ни любимой женщины, ни друзей, ни постоянной работы, ни жизненной цели - было от чего прийти в отчаяние. Венский период жизни Гитлера кончился весьма внезапно: он переселился в Мюнхен, спасаясь от воинской повинности. В Мюнхене Гитлер по-прежнему жил бедно: на деньги от продажи акварелей и рекламы.
Деклассированная, недовольная своим существованием прослойка общества, к которой принадлежал Гитлер, с воодушевлением приветствовала Первую мировую войну, считая, что у каждого неудачника появится шанс
выйти в "герои". Став добровольцем, Гитлер четыре года пробыл на войне. Он служил в штабе полка связным в чине ефрейтора и даже не стал офицером. Зато получил не только медаль за ранение, но и ордена.

Слова учителя:

Вернувшись в Мюнхен, он сразу примкнул  к небольшой партии воинствующих националистов под № 55, где благодаря своим незаурядным ораторским способностям, быстро стал лидером. Именно он реорганизовал ее в НСДАП (Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) Эта нацистская партия проповедовала воинствующий расизм, антисемитизм, неприятие либеральной демократии, принцип поклонения фюреру.

 Работа с новыми словами: (учащимся предварительно задано домашнее задание)

1.Фюрер – вождь, так называли в Германии А.Гитлера. Как называли вождя в фашистской Италии?

2.Нацизм - германский фашизм.

3.Расизм -  теория о разделении человечества на «низшие» и «высшие», полноценные и неполноценные расы.

4.Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

Вопрос учителя:

Предпринимал ли А.Гитлер попытки установить фашистский режим а Германии? Когда? 8 ноября 1923 года.

Рассказ учителя:

Привлеченный к суду за государственную измену, Гитлер превратил скамью подсудимых в пропагандистскую трибуну; он обвинил президента республики в предательстве и поклялся, что придет день, когда он отдаст своих обвинителей под суд. Гитлер был приговорен к пятилетнему сроку лишения свободы, однако вышел из Ландсбергской тюрьмы менее чем через год. В тюрьме он завтракал в постели, прогуливался по саду, поучал заключенных, рисовал карикатуры для тюремной газеты. Гитлер надиктовал первый том книги, содержавшей его политическую программу, назвав ее Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости. Позже она вышла под названием Моя борьба (Mein Kampf), разошлась миллионными тиражами и сделала Гитлера богатым человеком.

Учитель показывает обложку книги А.Гитлера «Моя борьба» и предлагает поработать с документом № 1

ДОКУМЕНТ 1

Гитлер о принципах организации государственной власти (март 1933 г.)

 Полное коренное изменение современного внутриполитического положения. Никакой терпимости по отношению к взглядам, препятствующим достижению наших целей. Кто не исправится, должен быть сломлен. Беспощадное искоренение марксизма. Смерть за измену стране и народу. Строжайшее авторитарное государственное руководство. Ликвидация раковой опухоли демократии.

 

Учитель спрашивает: можно по этому  документу проследить  внутриполитические цели нацистов и методы их достижения? Назовите мне цель, которая ярко здесь прорисовывается. Методы.

 

Учитель продолжает: Из «пивного путча» Гитлер сделал вывод: для того, чтобы прийти к власти, надо использовать условия демократической системы, а в конечном счете ее разрушить. Назначение Гитлера   в 1933 рейхканцлером (главой правительства) означало на деле приход к власти фашистов. Новое, невиданное ранее тоталитарное государство, к строительству которого приступили НСДАП получит в последствии новое название – Третий рейх (первой империей считалась средневековая Священная Римская империя германской нации, начало которой было положено в 962 г. и которая просуществовала до 1806 г., а второй — Германская империя 1871—1918 гг.).

 Попытаемся найти ответ на вопрос: почему нацистам удалось прийти к власти, используя схему «выборы» и документ № 2

Документ № 2

« На Нюрнбергском процессе прозвучали слова: « В 1923 году хватило бы 7 полицейских, дабы разделаться с гитлеровским маскарадом в Мюнхене. Через 10 лет с этим справились бы 700 хорошо вооруженных солдат рейхстага. Но прошло чуть более 20 лет после пивного путча и потребовалось пожертвовать 70 млн. людей из разных стран мира, чтобы покончить с Гитлером»

 

Вопрос:  Почему фашисты не были остановлены на пути к власти?

Ответ: как мы видим из таблицы все существующие партии в Германии набрали больше голосов, чем фашисты. Однако, коммунисты и социал-демократы недооценивали опасность и угрозу фашизма, кроме этого они были враждебно настроены друг к другу. Именно разобщенность и ошибочная оценка ситуации в Германии привели к власти фашистов.

 Учитель: что же лежит в основе фашизма?

 Ученик рассказывает: В основе фашизма лежит расовая теория, согласно которой руководящая роль в мире предначертана для арийской (немецкой!) расы, которая единственная в мире характеризовалась мужеством, высоким понятием чести, верности родине, организованностью, интеллектом и творческим потенциалом. Другие расы, по этой теории, вследствие «примесей» получили «отрицательные» качества и поэтому должны стоять ниже арийской. Так, вслед за последней идут скандинавы и англичане, затем французы и испанцы, потом румыны и итальянцы, и еще ниже — славяне. Из народов Азии избранной расой провозглашались японцы, за ними — индийцы, потом корейцы, еще ниже китайцы и негры. Значительно ниже всех перечисленных — арабы и цыгане. Евреи при этом названы Гитлером «недочеловеками», отнесены к нации, «непригодной для жизни», лишь отравляющие жизнь других рас и в первую очередь, арийской. Согласно этой концепции евреи должны подвергнуться полнейшему истреблению. Славяне вначале, путем непомерно тяжких работ, голода и стерилизации мужчин должны быть резко сокращены в численности, а остаток превращен в рабов.

 Учитель показывает изображение фашистского флага и объясняет: символами фашистов слала свастика.

Учитель показывает изображение свастики.

 Гитлер, придя к власти законным путем, получил в управление страну всё еще демократическую. Перестройка политической, социальной и экономической систем, ликвидация оппонентов, тотальный контроль над всеми сторонами  общественной жизни, абсолютизация единоличной власти и создание условий для внешней агрессии — таковы были стоящие перед Гитлером задачи. Необходимо отметить, что со своими задачами ему удалось справиться.

 Тоталитаризм нуждается не только в сильной репрессивной системе, но и в поддержке населения. Для того, чтобы эта поддержка  не пропала при нормализации обстановки в стране, население должно быть теснейшим образом привязано к государству.

С этой целью создается система «приводных ремней» (выражение советское, но очень точное), которые население политизируют, поддерживая его в состоянии однородной истеричной массы, в которой, по выражению Гитлера, «нет места мысли».
«Приводными ремнями», соединяющими в одно неразрывное целое государство и население, могут служить профсоюзы, школа, армия, молодежные и женские объединения, местные органы власти и т.д. Главная цель их — придать политический смысл любой деятельности человека.
Частная жизнь в тоталитарном обществе была просто невозможна. Каждый немец сначала попадал в детскую политическую организацию Юнгфольк, затем, с четырнадцати лет, — в Гитлерюгенд
(гитлеровская молодежь), затем — в СА (штурмовые отряды); кое-кто вступал в НСДАП, избранные зачислялись в СС (охранные отряды)
Задания школьникам: проанализируйте документ № 3

Документ № 3

Гитлер о воспитании

Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь.

 

Вопросы учителя:

Старшеклассники отвечают на вопросы:
— какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
— каковы были способы достижения этих целей;

Беспощадность, жестокость, слепая вера в фюрера, культ которого должен был заменить Бога, готовность в любой момент выполнить любой приказ, вплоть до убийства своих близких, внушались всем немцам, и особенно, как мы уже подчеркивали, молодежи. «Каждое слово, даже сказанное дома, должно быть известно фюреру», — под таким лозунгом воспитывалась молодежь. Культ силы, вера в небывалые возможности человеческого разума, завоевывали сердца молодых людей.

Эти строчки были написаны неизвестными юношами из ГитлерЮгенда.


АДОЛЬФ ГИТЛЕР

В тебе соединилось два мужчины:
Один нам кажется суровым, хладнокровным,
Он достигает своих целей.
Другой чувствителен и добр,
Он забывает всё плохое.

Сочувствует он каждому из нас.

Когда ты говоришь Германскому народу,
Слова идут чрез земли все
И проникают в множество сердец,
Сердец, в которых ты давно застыл.

Мы часто слушали звук твоего гласа
И тихо слушали, скрестив на груди руки
Как слово каждое входило в наши души.
Мы знаем все: тот день придёт,
Тот день, что будет без нужды.


Вопрос учителя: Вам кажутся эти строки искренними?

 

Фашизм стремился установить контроль  и над умами людей. Средства массовой информации, печать, радио - были прямо подчинены министру пропаганды – Йозефу Геббельсу. Личная жизнь каждого немца была под жестким контролем. Это видно на примере стихотворения, которое вы сейчас услышите «Десять ворчунов»

Словарная работа: учитель знакомит со словами Дахау, «Миф» книга фашистской идеологии.

Ученица читает стихотворение:

 

Собрались десять ворчунов (есть чудаки везде ведь)

Один сказал, что Геббельс врет – и их осталось девять.

Решили девять ворчунов: «Теперь болтать мы бросим»

Один стал молча размышлять, - и их осталось восемь.

Гуляли восемь ворчунов. Кругом такая сень.

Один вдруг что-то записал, - и их осталось семь.

Семь ворчунов зашли в кафе чего–нибудь поесть.

Один скривился: «Вот бурда!», - и их осталось шесть.

Шесть ворчунов шли на парад. Один хотел отстать.

Его заметил штурмовик  - и их осталось пять.

Пять ворчунов сидели раз  у одного в квартире,

Он Мендельсона заиграл – осталось их четыре.

Сошлись четыре ворчуна вздыхать о лучшем строе,

Но чей-то вздох подслушал сын – и их осталось трое.

Три ворчуна бульваром шли, плелись едва-едва.

Один в затылке почесал – и их осталось два.

Два ворчуна раскрыли «Миф» - давай, мол, поглядим!

Один, устав читать, зевнул – остался лишь один.

Ворчун вот эту песню спел. Его могли повесить.

Но лишь отправили в Дахау. Там встретились все десять.

Адольф решил: «Ну, им капут! Не будут куролесить!

Но ворчуны и там и тут, их миллион раз десять!

Вопрос учителя: Что означают последние строки стихотворения?

Учитель:

Тоталитарный режим нуждался в «настоящем» враге: коварном, злобном, плетущим заговоры, во враге, борьба с которым могла бы стать постоянным делом, способствующим промыванию мозгов и политической мобилизации масс.
Учитель предлагает классу вопрос о том, кто мог бы сыграть роль такого врага. При этом школьникам предлагается вспомнить об особенностях нацистской идеологии. Получив ответ: «Евреи», — учитель продолжает рассказ.
Да, конечно, это были описанные в «Майн Кампф» «извечные враги высшей арийской расы». И действительно, практически сразу после прихода нацистов к власти евреи были объявлены «врагами Рейха», а через некоторое время этот тезис получил свое политическое и юридическое подтверждение.

 Учащимся раздается документ «Нюрнбергские законы» («Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г.») 

Документ № 4

1.Брачные союзы евреев с подданными государства немецкой или близкой ей крови запрещаются. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они будут зарегистрированы за границей для того, чтобы обойти закон.
2. Внебрачные связи между евреями и подданными государства немецкой или близкой ей крови воспрещаются.
3. Евреям не разрешается нанимать прислугу из подданных государства немецкой или близкой ей крови, моложе 45 лет.
4. Евреям воспрещается поднимать флаги Рейха и земель и пользоваться цветами государственного флага.
5. Нарушение запрета, обозначенного в § 1, карается тюремным заключением.
Нарушение запрета, обозначенного в § 2, карается арестом или тюремным заключением.
Нарушение запрета, обозначенного в § 3 и § 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний.

Вопросы учителя:

      какие ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность евреев;

— как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство;
— как ограничивались семейные права евреев, что происходило со смешанными браками?

Разобрав ответы, основанные на конкретных примерах из документов, учитель продолжает рассказ.

Учитель предлагает работать с документом:

Четверг 24 июля
Мы уже второй день живем с немцами. На улицах никто не появляется.
Первый день прошел тихо. На второй день немцы взломали магазины и всё расхитили. Ворвались в синагогу, вытащили свитки Торы и растоптали их ногами.


Воскресенье 27 июля
 Половина четвертого дня. Всех евреев угоняют за кладбище и там расстреливают. Всех 250 евреев: мужчин, женщин и детей.
Это ужасно. Такого конца мы не ожидали. Горсточка, оставшихся ожидает каждую минуту смерти.

 Вторник. 29 июля.
Рано утром они уезжают. Слух, что их тоже отправили рыть могилы. Девушек забирают для чистки улиц. Мы смотрим друг на друга и удивляемся тому, что еще живы. Каждая желает себе смерти. Положение евреев ужасное.
Как долго мы будем мучиться? Ходят слухи, что под вечер опять возьмут. Мы решаем не ночевать дома. Один крестьянин разрешает нам переночевать в бане. Поздно вечером мы, поодиночке, идем спать в баню. Нас шестеро, баня маленькая. Спать могут лишь трое. Однако никто не спит. Всю ночь ужасно лают собаки. Я сижу с закрытыми глазами. Передо мной встают лица расстрелянных. Мне кажется, что они сквозь закрытые веки плачут.

Среда, 30 июля.

Пока ужасно. Каждый сидит и ждет смерти.
Мы узнаем, что остальным евреям готовится еще более ужасная смерть. Нас сожгут. Мне безразлично. Я не хочу жить, не хочу умирать. Одно лишь меня поражает: как мы всё это в состоянии перенести?


Пятница, 8 августа.
Когда кончатся наши страдания, никто не знает. Я чувствую, что ко мне всё ближе подвигается самое страшное...

Учитель: Адольфа Гитлера называли архитектором геноцида. Что такое геноцид?

  Такие названия, как  Бухенвальд,  Дахау и Освенцим – это  печально известные  фабрики смерти, - теперь используются как синонимы ужаса. Здесь узники со всей Европы были обречены на адские муки и неизбежную смерть. И не только евреи - цыгане, поляки, русские - все, кто не вписывался в расовую и политическую схему «нового порядка», безжалостно уничтожались. Для управления этими центрами уничтожения привлекались «стопроцентные арийцы», ярые приверженцы нацизма, непревзойденные в своей жестокости.

Учитель сообщает данные о деятельности фабрик смерти.

В 1942 году против русских военнопленных впервые начали использовать газ на основе синильной кислоты, ранее применяемый для травли крыс и мышей на немецких фабриках. Обреченных запускали в герметично изолированное помещение, вдоль стен которого были установлены душевые, - людей во избежание эксцессов убеждали, что их ведут в баню. Но это была газовая камера. Помещение наполнялось смертоносным газом «циклон-Б». Через двадцать минут из «душевых» извлекались мертвые тела.

  После всего этого заключенные из зондеркоманд - специальных групп, организованных эсэсовцами, - заходили внутрь, острыми крючьями отделяли друг от друга сплетенные тела и срывали золотые коронки с зубов. Тела затем сжигали в печах, а золу собирали в мешки. Хозяйственное управление СС в своих циркулярах, позднее оглашенных на Нюрнбергском процессе, требовало утилизировать даже волосы жертв. Человеческий же пепел использовался как удобрение.

Золотые коронки с трупов отправляли в Берлин, волосами набивали матрасы, а жир, полученный из тел, перерабатывали на мыло.

Воздух в лагере был насыщен тошнотворно-сладковатым запахом горелой человеческой плоти, а в еще дымившем крематории лежали подготовленные к сожжению трупы. В одном из складских бараков, названном нацистами «Канадой» из-за его огромных размеров, русские солдаты обнаружили горы человеческих волос, нижнего белья, одежды, золотых зубов и ювелирных изделий, предназначенных для отправки в рейхсбанк.

О том, что здесь была фабрика смерти, теперь свидетельствуют только рельсы железнодорожного полотна да ярко-зеленая трава на плодородном, удобренном человеческим пеплом слое почвы, толщина которого в отдельных местах достигает нескольких метров.

В результате массового геноциды народов было истреблено 16 миллионов человек.

Итак, это ужасное лицо фашизма.

IV Закрепление

Учитель читает  отрывок из газеты « Совершенно секретно» «Бритые души»

«В 2001 году   в Петербурге была  создана группировка «Шульц – 88» Шульц – это кличка руководителя группы, а 88 означает Heil Hitler (буква Н восьмая буква латинского алфавита)

Жертвами «Шульцев» становились кавказцы, китайцы, африканцы,  евреи, русские. Нападали открыто, прямо в центре города. В уголовном деле фигурирует 15 нападений,  самое удобное оружие в  борьбе за расовую чистоту - арматура и ножи. Лидер группировки осужден на 6 лет, остальные оправданы»

Вопрос учащимся:

1.Почему в наше время возникают такие нацистские организации?

2.Заслуженное наказание понесли члены данной группировки  на ваш взгляд?

3.Опасны ли такие организации в наше время? Какую опасность они несут?

V Итог урока:

Мы сегодня  говорили о страшном понятии, которое наводит ужас на людей  до сих пор, и человеке, который является олицетворением этого ужаса.

 

Категория: Мои уроки | Просмотров: 1424 | Добавил: Лайза | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016